12.01.12 8 главных итогов 2011 года в шоу-бизнесе

2011-й выдался для российского шоу-бизнеса бурным, неспокойным и все же одновременно стабильным до неприличия. Пока на Западе каждый месяц взрываются новые имена, меняются лидеры чартов, начисто исчезает генерация «телепузиков» из телеящика, а индустрия судорожно ищет подходы к поколению с айфонами, - у нас ничего подобного нет.

Новые имена: Ваенга и Михайлов

Лидерами зрительского внимания остаются «лица из телевизора», начавшие свои карьеры много лет назад - Лепс, Басков, Киркоров, Валерия, Земфира, Меладзе, Лазарев, Билан. Главный топ-герой – ушедшая со сцены великая Алла Пугачева. Внедриться в высшую лигу смогли лишь Елена Ваенга и Стас Михайлов, звезды нового направления «русский шансон без блатняка». Но хоть что-то! Отсутствие новых суперзвезд фактически опустошает музыкальный рынок, заставляет публику отворачиваться от музыки в пользу кино, игр и других развлечений.

И Ваенга, и Михайлов начали свои карьеры давно, и шли к успеху тернистым концертным путем. Переосмыслив маргинальный русский шансон, и обогатив его элементами русской поп-музыки 70-х годов, оба артиста смогли вырваться из жанровой ниши. Ваенга апеллирует к наследию Пугачевой, Михайлов – к стилистике Юрия Антонова. Оба принципиально отказались от модного в мире электронного звучания, и работают исключительно под оркестр. В результате публика получила первоклассных артистов для относительно взрослой аудитории, фактически работающих в ретро-стилистике. Ни одна молодая группа пока не в состоянии составить им конкуренцию

Корпоративы рулят

В период финансового кризиса 2008-2009 фактически обрушился рынок корпоративов, поставлявший изрядную долю доходов популярных артистов. Можно констатировать, что в 2011 году корпоративные праздники вернули докризисную мощь, но порядком изменили соотношение сил.

Ушли в небытие немыслимо высокие гонорары для медийных лиц, невостребованных как концертные музыканты. До кризиса никого не шокировало, что малоизвестная участница «Фабрики Звезд» спустя год после начала карьеры может затребовать гонорар в 30 тысяч евро. Теперь такие деньги просят только супервостребованные артисты (почти все они перечислены выше). Зато самих корпоративов стало больше. За скромные 10 тысяч долларов можно привезти на свой праздник очень известные имена.

К тому же стало респектабельно приглашать на корпоративные праздники академических и джазовых музыкантов (они и берут относительно недорого). Появился новый активный корпоративный сегмент – поп-джаз, в котором работают такие прекрасные высокопрофессиональные артисты, как Богушевская, Нина Карлссон, Coal, Non Cadenza, Женя Любич и др. С одной стороны, это все-таки легкая поп-музыка, с другой – шанс продемонстрировать свой изысканный вкус сотрудникам, важным гостям и иностранцам.

Умерли CD

Если раньше можно было наблюдать закат эпохи физических носителей, то 2011-й поставил точку. Закрылись или перепрофилировались все сети музыкальных магазинов в России, закрылись лейблы, занимавшиеся исключительно выпуском CD. Многие артисты, как МакSим или Катя Лель, заявили о нежелании больше выпускать альбомы, сконцентрировавшись исключительно на выпуске цифровых синглов.

CD и DVD стали подарочным аксессуаром, приближаясь к статусу винила. Их могут себе позволить или артисты, имеющие обеспеченную публику возраста 25+ (еще ценящую шелест буклета), или малоизвестные группы, зарабатывающие на продажах дисков во время концертов. В последнем случае чаще обходится без участия лейблов, технологии позволяют сделать все дома или самостоятельно разместить заказ в типографии.

Печальнее другое. Взамен не пришло ничего. Выпадающие доходы от продажи дисков артистам пока не заменили интернет-продажи цифровых альбомов или отчисления от иных способов распространения контента. Фактически артисты делают дорогостоящие записи песен либо на спонсорские деньги, либо в расчете на доход от живых концертов. Публикаторы контента вроде kroogi.ru или thankyou.ru, работающие по модели «заплати, если хочешь», в России не приносят музыкантам денег. Халява пересиливает. И ситуация вряд ли изменится.