06.08.18 Радио «Орфей» и MUSICA INTEGRAL расширяют границы классики

III Всероссийский студенческий фестиваль классической музыки MUSICA INTEGRAL прошёл в Москве с 24 апреля по 6 мая 2018 года. Заключительный гала-концерт состоялся в Большом зале Московской консерватории им. П.И.Чайковского. О мероприятиях фестиваля и Ассоциации студенческих клубов классической музыки, а также сотрудничестве с радиостанцией «Орфей» корреспонденту InterMedia рассказали член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, пианистка Екатерина Мечетина, программный директор радиостанции Евгений Кобылянский, председатель Ассоциации Борис Жилинский и сопредседатель Ассоциации Варвара Ермолаева.

Ассоциация студенческих клубов классической музыки – это движение студентов, которые получают немузыкальные специальности и при этом когда-то в юности занимались музыкой, но потом выбрали другие профессии. Участники движения объединяются в клубы в разных городах и вузах и устраивают совместные мероприятия, а недавно основали единую организацию и стали проводить собственный фестиваль.

- В 2011 году мы с ребятами сделали клуб классической музыки МГУ, - рассказывает Борис Жилинский. - Наш первый концерт прошёл 16 сентября 2011 года – это по удивительному стечению обстоятельств ещё и день рождения Екатерины Васильевны (Мечетиной. – Прим. ред.), хотя мы ещё долгое время после этого были не знакомы. Дальше мы стали проводить концерты чаще и постепенно расширять географию – ездили в Санкт-Петербург, Казань, Пермь, а потом захотели, чтобы эта активность всё-таки перешла в какое-то организованное движение. У меня уже был опыт участия в аналогичном спортивном студенческом проекте, и мы решили устроить музыкальное движение по той же схеме. В 2015 году мы познакомились с Екатериной Васильевной на конкурсе Чайковского, и она нас невероятно поддержала с этой идеей.

По словам самой Екатерины, ей сразу понравилась затея организовать объединённое студенческое движение, однако она не сразу поняла, как именно это можно устроить. Помогла череда удачных совпадений и поддержка со стороны государства.

- В рамках Совета по культуре, членом которого я являюсь, у меня получилось передать письмо от ребят непосредственно в руки президента России, сопроводив его коротким пояснением: есть группа молодых людей, которые не хотят терять свои музыкальные навыки, и для этого у них есть всё, кроме собственно организации. Президенту понравилась эта идея, мы получили поддержку его администрации, и после этого всё стало гораздо легче. В мае 2016 года мы официально зарегистрировались как межрегиональная молодёжная общественная организация под названием Ассоциация студенческих клубов классической музыки. И сразу же после этого, поскольку все участники съехались в Москву, мы провели первый фестиваль Ассоциации студенческих клубов классической музыки. Название MUSICA INTEGRAL появилось в 2017 году, со второго фестиваля. Это переводится как «музыка объединяет», к тому же слово «интеграл» имеет отношение к математике, – поясняет Мечетина.

В Ассоциацию вошли студенты учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Тюмени, Калининграда, Новосибирска, Иванова. Одним из самых важных достижений за время существования движения его организаторы считают фестиваль, который проходит раз в год и объединяет студентов-непрофессионалов со студентами музыкальных учебных заведений: они играют вместе и таким образом имеют возможность общаться и развиваться в разных областях. В рамках фестиваля проводится серия главных концертов, в которых студенты вместе с известными музыкантами выступают вместе в камерных ансамблях в первом отделении и в симфоническом оркестре во втором. Перед главными концертами организуется серия камерных концертов и мастер-классов на небольших площадках.

- Важно подчеркнуть, что всё это совершенно без всякой материальной заинтересованности, то есть все наши профессионалы – это абсолютно бескорыстные люди, и среди них есть очень много звёзд, например, лауреаты конкурса Чайковского Александр Рамм, Гайк Казазян, Евгений Румянцев, а также такие выдающиеся музыканты, как Игорь Фёдоров, Филипп Нодель, Мария Чепурина, Елена Корженевич – это наш основной костяк.

Мы проводим фестиваль уже три года, и второй год подряд устраиваем гала-концерт в Большом зале консерватории благодаря поддержке её ректора Александра Сергеевича Соколова. Ещё нам сильно помогли наши друзья – радиостанция «Орфей». Помимо масштабной информационной поддержки, они записали наш концерт и поставят его в эфир, – рассказала Екатерина. – Для меня был совершенно незабываем утренний эфир, когда в студию пришли ребята – ансамбль, тоже состоящий из профессионалов и непрофессионалов, – и в прямом эфире исполнили произведение молодого композитора, хирурга по специальности. И в этот же самый момент этот автор делал операцию в больнице – для меня это был просто фантастический момент!

По мнению представителей Ассоциации, её важность состоит в общении профессионалов и любителей и обмене опытом, но при этом также в значительной степени это проект просветительский, который помогает увлечь классической музыкой молодое поколение.

- Фестиваль MUSICA INTEGRAL чрезвычайно важен для радио «Орфей» с партнёрской точки зрения, и изначально это основывается на схожести задач, – рассуждает Евгений Кобылянский. - Когда создавалось радио вообще, у него помимо развлекательной функции была ещё и функция просветительская – и мы как раз та радиостанция, которая об этом не забывает ни на секунду. Поэтому, столкнувшись с замечательной идеей, которую уже начали реализовывать Екатерина и ребята, мы поняли, что это созвучно и нашим задачам. Радио, которое освещает жизнь классической музыки, служит не профессионалам. Консерваторцы и профессиональные музыканты знают, где искать необходимую им информацию и как к ней подступиться. А люди, которые могли бы с удовольствием слушать классическую музыку, развивать своё трёхмерное мышление, пополнять тот вымирающий класс, который называется интеллигенцией, далеко не всегда имеют возможность сориентироваться, где и как им найти друг друга. Для молодёжи это особенно актуально – сегодня много средств доставки информации в виде мобильных приложений, соцсетей и так далее – но вопрос упирается в то, какую именно информацию они доставляют.

О притоке новой аудитории говорит и Варвара Ермолаева.

- Так получается, что, например, студент физического факультета выступает в Большом зале консерватории. Его однокурсники и друзья с бóльшей долей вероятности придут на концерт, где будет играть он, чем просто на какой-то абстрактный концерт с людьми, которых они не знают. Таким образом, молодые люди впервые приходят в консерваторию и пишут нам потом, что это был лучший день в их жизни – они в первый раз услышали классическую музыку и невероятно ею прониклись. Охват новой аудитории – это очень важно для нас, и мы в этом преуспеваем, – подчеркнула сопредседатель Ассоциации.

- Мы делаем всё это, чтобы возродить традиции любительского музицирования, которые в нашей стране до эпохи звукозаписи были куда более развиты – у многих было дома пианино, например. Можно ещё вспомнить такого замечательного композитора, как Александр Порфирьевич Бородин, который был по специальности химиком, что совершенно не помешало ему написать «Князя Игоря» и множество других классических произведений, – добавила Екатерина Мечетина. - Возможно, наше движение в будущем поспособствует какому-то витку развития интеллигенции уже среди тех, кто к ней предрасположен, а может, и среди тех, кто изначально предрасположен не был. Но уже сейчас я уверена, что любой участник нашего движения обязательно будет своих детей музыке учить.

Своей главной целью на ближайшее время участники движения видят развитие в регионах: сейчас уже ведутся переговоры о проведении мероприятий с активистами Петербурга и Новосибирска.

- Мы видим формат таким: раз в году проходит фестиваль в Москве, ещё раз в году – какой-то региональный фестиваль. Когда мы начинали это движение, то не знали, сколько нас, насколько это будет востребовано, будут ли ребята прилагать усилия, чтобы добиться результата – всё было непонятно, - говорит Борис Жилинский. - Но сейчас уже можно сказать, что наше движение здорово мотивирует людей: они берут в руки заброшенные когда-то инструменты, потому что выступить на большой площадке с профессиональными музыкантами – это по-настоящему вдохновляет. Это даёт мощный стимул и окрыляет, дарит им понимание того, что границы их музыкальной деятельности гораздо шире, чем они привыкли думать.

Планы Ассоциации по продвижению в регионах поддерживает и радиостанция «Орфей», которая на своём пути сталкивается с аналогичными задачами.

- Мы тоже решаем эти трудные задачи для себя – в каких-то регионах, например, у радио «Орфей» нет FM-частоты только по той простой причине, что мы не можем конкурировать в коммерческом плане с радиостанциями, которые сразу убивают огромными коммерческими бюджетами и вываливают на головы ни в чём не повинных слушателей один и тот же мешок со звёздами, - рассказывает Евгений Кобылянский. - Тем не менее мы этой работой занимаемся, связываемся с представителями власти на местах для того, чтобы получать реальную поддержку на местном уровне. Где-то, например, нам субсидируют аренду залов для проведения фестивалей и концертов, где-то помогают привезти большой симфонический оркестр. Мы стараемся быть в диалоге и сейчас с Екатериной и ребятами собираемся решить, кто в нашем коллективе какие задачи будет осуществлять. Я очень настроен на то, чтобы сделать вместе что-то более интересное, чем простой студенческо-профессиональный гала-концерт – может быть, это будет фестиваль в более расширенной форме. Сейчас мы активно включились в процесс и будем проводить в течение года в Московской консерватории концерты и мастер-классы со специалистами нашего радио для студентов самой консерватории и других вузов. Эти мероприятия помогут им постичь суть разных профессий в академической музыкальной индустрии, понять их изнутри, познакомиться, изучить.

По его словам, в данный момент очень важно консолидировать студенческое движение в России и собрать его воедино – а после этого можно будет думать об объединениях с аналогичными европейскими и мировыми организациями. При этом политика радиостанции направлена на снижение возрастного порога аудитории, для чего запускаются специальные передачи.

- Чем моложе наш слушатель, тем больше возможностей у нас появляется для более оригинального формирования эфирного контента, – рассуждает программный директор. – Мы сейчас готовим цикл программ – разговоры о музыке с немузыкантами, хотим привлечь молодых учёных – физиков, химиков – к разговорам в эфире о том, как тесно у людей науки и искусства связаны создание музыки, мышление, генерация идей. Многие программы в линейке «Орфея» сейчас составляются именно таким образом, чтобы когда человек подключился к нам, ему хотелось дальше слушать, а не так, чтобы «а, ну хорошо, классика» – и выключил. Мы записываем и будем продолжать записывать концерты Ассоциации студенческих клубов классической музыки, это очень важная история. Такие записи можно ставить в эфире радиостанции, распространять по стране с помощью нашей эфирной сети и по мере того, как мы накопим какое-то количество материала, создать серию подкастов, где будут разговоры студентов-профессионалов и любителей с музыкальными фрагментами.

Мероприятия Ассоциации проходят не только в рамках фестивалей – так, например, в марте этого года проводилась встреча с дирижёром и музыкантом Теодором Курентзисом, которая собрала большое количество студентов самых разных учебных заведений. Ближайшее мероприятие состоится 12 июня в Театральном зале Московского международного Дома музыки – в этот день пройдёт драматический концерт, где будут исполнены «Времена года» Антонио Вивальди. По словам режиссёра и автора идеи Бориса Жилинского, это будет полноценное театральное действо, героями которого станут скрипачи и альтисты. В концерте примут участие Юлия Игонина, Гайк Казазян и Елена Корженевич. Есть у Ассоциации планы и на грядущие фестивали: так, четвёртый из них закроется 10 мая 2019 года, а пятый, юбилейный, – 15 мая 2020 года.

Это будет год 75-летия победы, что мы не можем игнорировать, и это будет наш пятый фестиваль – поэтому мы как-то свяжем программу с музыкой композиторов, выпускников и преподавателей Московской консерватории - участников Великой Отечественной войны и с самим Чайковским, имя которого носит консерватория, – композитор родился 7 мая 1840 года, – пояснила Екатерина. 

 
 
 
 

Случайное фото:

Группа "Браво"